На Совете ФПАО обсудили проблемы экономики региона и задачи профсоюзов

На Совете  ФПАО обсудили проблемы экономики региона и задачи профсоюзов
25.11.2013

На Совете ФПАО обсудили проблемы экономики региона и задачи профсоюзов

Замедление темпа роста экономики, снижение прибыли предприятий, несбалансированность бюджета Архангельской области, изменения федерального законодательства не в пользу работников – всё это требует особого внимания со стороны профсоюзов. В том числе и разработки комплекса мер по снижению негативных последствий для членов профсоюзов в связи с возможной реструктуризацией производства, его консервацией, изменением организационной структуры предприятия, а также преднамеренным банкротством. Об этом говорили на заседании Совета Федерации профсоюзов Архангельской области, которое состоялось 22 ноября в конферец-зале гостиницы «Беломорская».

Председатель ФПАО Александр Савкин сразу же отметил, что главный вопрос, вынесенный на обсуждение членов Совета, очень сложный и напрямую затрагивает все сферы деятельности региона.

«Социально-экономическое положение Архангельской области за 9 месяцев текущего года характеризуется снижением объёмов как промышленного, так и сельскохозяйственного производства, снижением инвестиций и налоговых доходов бюджета, – сказал он. – Размер просроченной задолженности по заработной плате к концу года составит 80 млн рублей. Средняя зарплата по области за 8 месяцев текущего года составляет 28,9 тысячи руб. В обрабатывающих производствах в среднем работники получают 30800 руб., в образовании – 21500 руб., в здравоохранении – 23800 руб., в культуре – 19000 руб. Однако очевидно, что рецессия в экономике в будущем отразится на зарплате во всех сферах деятельности. И поэтому профсоюзы должны быть к этому готовы».

Александр Николаевич также отметил, что одной из основных проблем производственной сферы является кризисное состояние таких традиционных для области отраслей как лесопромышленной, рыбной и транспортной. Существует опасность, что для сохранения экономической безопасности предприятий работодатели могут пойти на сокращение персонала, увеличение интенсивности труда оставшихся работников; перевод работников на договоры гражданско-правового характера с целью не предоставлять гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ. В связи с этим отраслевым профсоюзам и первичным профорганизациям необходимо держать руку на пульсе и заранее выявлять намерения работодателей реструктуризации производства, его консервации, изменения оргструктуры предприятия, а также преднамеренного банкротства.

Проблемы непроизводственной сферы, традиционно поднимаемые профсоюзами, касаются в основном совершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, а также порядка выполнения Указов Президента РФ о поэтапном повышении заработной платы работников бюджетных учреждений.

В 2013 году заметно повысилась заработная плата врачей, педагогов, работников дошкольного образования и культуры. Однако анализ внедрения новых систем оплаты труда показал, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учётом результатов их труда удалось не для всех учреждений. Реализация Распоряжения Правительства об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в госучреждениях на 2012–2018 годы потребует от профсоюзов бюджетных отраслей немалых усилий в связи с запланированным переводом работников бюджетных учреждений на эффективные контракты, с разработкой критериев и показателей эффективности работы как самого учреждения, так и самих работников.

«Проводимая государством в настоящее время социально-экономическая политика направлена на то, что регулирование трудовых отношений постепенно перекладывается на плечи работников, профсоюзов и региональных властей, – сказал Александр Савкин. – Так, сегодня в Госдуму РФ внесён законопроект, фактически запрещающий работодателям, субъектам малого предпринимательства издавать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. То есть работодатель не будет издавать приказов, определяющих систему оплаты труда, устанавливающих нормы труда, рабочего времени, времени отдыха и т. д. Только представьте себе, как можно будет выплачивать заработную плату члену профсоюза, размер которой не установлен и сроки её выплаты не определены.

Изменения, вносимые в 307 статью ТК РФ, позволяют расторгать трудовой договор с работником, работающим у работодателя – субъекта малого предпринимательства, – по основаниям, предусмотренным самим трудовым договором. Размер выходного пособия и других компенсационных выплат будет также определяться трудовым договором, а не трудовым кодексом. Такой законопроект фактически лишит профсоюзы возможности защищать трудовые права наёмных работников. Усугубляется ситуация и тем, что к субъектам малого предпринимательства относят организации с численностью до 100 человек. Поэтому в предлагаемых государством условиях, а также в сложных условиях рецессии экономики региона профсоюзам каждой отрасли с учётом специфики необходимо наметить основные направления работы для отстаивания интересов трудящихся и смягчения последствий грядущих перемен».

По итогам Совета одним из основных направлений в работе профсоюзов области была отмечена необходимость дальнейших действий по повышению уровня социально-экономической защищённости членов профсоюза. В частности, необходимо разработать и внести поправки в проект областного бюджета, направленные на повышение фондов оплаты труда работников госучреждений, подведомственных Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области и Агентству противопожарной службы области на 10% с 1 января 2014 года. 

Опрос не указан.